Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему.

 Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

 Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. В деревенской кукле предпочитали женский образ.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

* * *

ДОМОВОЙ - кукла на основе традиционных народных мотивов.

Главным охранителем дома всегда почитался домовой, "дедушка". В старину в ночь накануне переселения в старой избе варили в последний раз кашу в горшке, часть отсыпали на блюдечко и оставляли на столе для домового, чтобы зазвать его в новый дом. Горшок с кашей до утра держали в печи, потом тщательно укутывали, чтобы каша не остыла ! Рано поутру вносили вместе с караваем хлеба и семейной иконой в новую избу. Икону вешали в красный угол, становились под ней в круг, разворачивали горшок с кашей и устраивали первую трапезу под новой крышей. А чтобы домового в новую хату перенести, забирали из старой веник. Забытый в старом жилье веник был самой что ни на есть дурной приметой для новоселов. Выбрасывать его тоже было нельзя. Когда из избы все уже было вынесено, хозяйка тщательно выметала дом, мусор сжигала, золу развеивала, чтобы по ней нельзя было навести порчу, и забирала в новую избу старый веник. Там хозяйка в первый раз выметала новый дом и только тогда сжигала старый веник, а на его место ставила новый.

Существует легенда о происхождении 'домашней' нечисти: Когда Сатана восстал против Бога и тот в наказание сбросил его с небес вместе со всеми непокорными и злыми ангелами, некоторые из них во главе с Сатаной - пролетели сквозь землю прямо в ад. Но иные, не будучи так уж отягощены грехами и злом, в ад не попали, а остались на земле в обликах земной нечисти - леших, водяных, кикимор, русалок... А те, кто был подобрее прочих или раскаялся, уже будучи сброшен с небес, превратились в нечисть 'домашнюю'. Домовой, как предводитель домашней нечисти, так же появился именно таким образом. Из всех нечистых, он - один из наиболее дружелюбных по отношению к человеку.

     Домовым духом может как будто бы стать существо, случайно или намеренно погубленное в пределах дома во время его строительства. В этих, правда, не очень распространенных поверьях
XIX-XX вв. можно видеть и отголоски представлений о необходимости 'строительной жертвы', и некоторых др. (ср. сохраняющуюся до начала XX в. веру в то, что первому вошедшему в дом суждено умереть). Бытовали представления, согласно которым любое существо, измеренное мастером-строителем (мерка зарывается под одним из углов будущего дома), умирает, обращаясь в домового, но сохраняя прежние отличительные черты, привычки - например, мяукая и царапаясь, если была измерена кошка, и т. п. (жители Архангельской губернии верили: 'чтобы закласть дом на чью-либо голову', плотнику нужно только поставить кверху комлем то дерево, которое считали в основании дома главным)

 

* * *

ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ

...Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.

Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

"Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей".

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить...

П.П. Бажов

 

Будучи родом с Южного Урала, большой любительницей сказов Павла Петровича Бажова, решила сделать в стиле куклы-мотанки Хозяйку медной горы.

Предание гласит, что Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, на самом деле существует, иногда она поднимается на поверхность в виде девушки в зеленом платье с бусами из самоцветов, иногда в в виде ящерицы в короне, иногда с косой и уводит в глубь руд молодых и сильных мужчин.

Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

Там где сказка кончается - быль начинается.

 

   

* * *

ТУЛЬСКИЙ МАСТЕРОВОЙ

В Тульской области встречаются оригинальные мотивы с чисто местной окраской. Они не имеют аналогов ни в одной из областей центра России. Речь идет о пропильно-прорезных рожицах, исполненных с добрым юмором и нехитрым, наивным секретом. Наиболее распространенный мотив – добродушный и несколько глуповатый старик с круглыми глазками-бусинками, носом-ромбом, большими закрученными усами-бакенбардами и пятилопастной бородой. Стоит перевернуть изображение так, чтобы верх оказался внизу, как перед нами предстает уже не дед, а улыбающийся во весь рот мальчишка-луковка с задорным хохолком на голове.

Этот мотив «деда-мальчишки» с различными вариациями встречается преимущественно в двух городских районах – Пролетарском (весьма часто) и Зареченском (очень редко) – и применяется в прямом виде на подзорах, а в перевернутом – в верхней части пилястр, реже (в сдвоенном виде) – на очельях наличников. Располагая мальчишечью физиономию на пилястрах, мастер как бы давал любознательному зрителю-прохожему ключ к расшифровке узора на подзоре. Особенно много антропоморфных мотивов разработано на подкарнизных подзорах. Это те же рожицы, поданные во всевозможных видах: улыбающиеся, серьезные, добрые, суровые – фантазия мастера безгранична .

Кукла «Тульский мастеровой» сделана во весь рост. Игрушка двуликая: спереди – мальчик-подмастерье, а сзади – зрелый мастер с бородой, так как кузнец никогда не сбривал бороду. Она была необходима в кузнечном деле, по ней он проверял остроту своих изделий. Оба персонажа изображены в рабочих фартуках и держат в руках металлические инструменты.

информация взята  http://www.rukukla.ru/article/trya/tulckii_macterovoi_kuklapereverty6.htm

* * *

МОКРЕДИНА - традиционная обрядовая кукла

Это кукла - шести-ручница, изображавшая женщину — крестьянку, работающую во время дождя, когда особенно тяжело работать и не хватает рук. Её ещё называли Мокредина-мокроручница, хозяйка-Мокредина. Это обрядовая кукла, её делали не каждый год, а во время продолжительных летних дождей. Женщины носили её по деревне, затем шли в лес и хоронили. При этом они причитали и плакали: "Ты молодая умерла, а я старая живу".

 

* * *

РУСАЛКА - традиционная обереговая кукла

Кукла являлась помощником человека в обрядах направленных на жизнь. До сих пор известно много аграрных обрядов с куклами. Это куклы Русалка, Кукушка, Урожайная, Ярило, это куклы - образы природных сущностей.
     Известны две, старшая и младшая. Младшую куклу Русалку делала себе каждая женщина, а старшую – одну на всех. Материал на нее шел самый нарядный, вешали бусы, платочки давали. Отдавали подарки, считали, если отдать, то обязательно исполнится желание, изменится судьба.
На Русальей неделе ходили в гости, рядились. Крали кого-то, искали в сараях. В эту неделю посуду переворачивали посуду вверх дном, чтобы нечисть не залезла.

КОЛОКОЛЬЧИК

Тряпичные куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

 

* * *


     БЛАГОДАТЬ

Куклу "Благодать" делали на святки к Рождеству и дарили со словами : "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей - это обозначается большой грудью.

Кукла делалась на раздвоеной веточке, с руками, поднятыми к небу – чтобы руки никогда не опускались и благодать никогда не покидала.

Для такой куклы хорошо подходит веточка американского клена, т.к. у них развилка веточки достаточно симметричная.

 

* * *

РЯБИНКА

Сделанная на крестовине из рябины, кукла обладает магическими свойствами, такими, как снятие депрессии, снятие порчи от сглаза, защита от энергий мёртвого мира. Кукла вешается напротив или возле входных дверей и, подобно воину, не пропускает в дом ничего негативного. Кукла охраняет истинную любовь от несчастий и неприятностей, она сильнейший оберег семейного счастья в доме.
 

* * *

НЕРАЗЛУЧНИКИ

Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.
В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.

В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

   

* * *

САННИЦА

До Екатерины Санницы на санях не катались, только с 7 декабря начинали зимние гуляния  на санях и спускали с горок кукол на санках. Маленьким детям, именинникам, посылали в подарок козырные санки с куклами.

Кукла Санница - обрядовая. Их катали с горки и считалось чем дальше уедет кукла не падая, тем длиннее будет лен,лучше будет кудель, а значит и нить и холсты льна будут хорошими

В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.

Вечер под Екатерину  - время ворожбы. Святая Екатерина у русского народа почитается покровительницей брака и невест. Девушки перед сном кладут под подушку кусок хлеба и загадывают: какой будет суженый.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Не спится, не лежится, все про милого грустится.

У невесты женихов сто один, а достанется один.

Говорили: «Молодая зима с гор на санках катается», «Катеринин день пришел – катанье привел», «Катерина на санях катит к Зимнему Егорию в гости (Егорьев гость 9 декабря).

 

 


    традиционные народные куклы - галерея фотографий