Врубель. "Автопортрет". 1905г.

"Врубель жил просто, как все мы живем"

«...то немногое, что приходилось слышать о нем,похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». 

Александр Блок

 

"И СТРАННЫЙ ВРУБЕЛЬ ВСПОМИНАЕТСЯ"

 

И вспоминаются эти слова Федора Шаляпина в последнем апреле тысячелетия с особой яркостью - ровно 90 лет тому назад, а точнее,

 1 апреля 1910 года, в лечебнице Бари умер, а 2 апреля оплакан на панихиде в Академии художеств, и 3 апреля похоронен на Новодевичьем - "странный" гений не только отечественной, но и мировой изобразительности - Михаил Врубель.

Смерть его была скорым и тихим угасанием, почти в полном одиночестве, и когда дух гения покинул тело, оно оказалось "маленьким, сухоньким, легким" (воспоминания дочери Третьякова), и "как будто бы девичий гробик" несли молодые художники - Рерих, братья Лансере, Добужинский... Прощальное слово над могилой произносил Блок, другой Александр - Бенуа в некрологе, опубликованном в день похорон, написал - "Бывают жизни художников - сонаты, бывают жизни художников - сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, - дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия".Врубель Михаил. "Автопортрет" бумага, уголь. 1904г.

Так Россия простилась с самобытнейшим, неподражаемым (не отмечено даже попытки следовать манере, технике живописания Врубеля) художником, сполна хлебнувшим в своей жизни и творчестве стихии непонимания и неприязни, как от публики, преимущественно столичной, штурмующей на вернисажах форпосты отечественной изобразительности, так и от соратников по творчеству (Седов и Остроухов "блокировали" "Демона поверженного" при приобретении его Третьяковской галереей), критиков, исповедующих гибрид классицизма с реализмом, и просто пишущей в модных журналах братии.

 

Впрочем, физическая смерть художника, а еще шире - смерть творческая, котораяАвтопортрет(незаконченный),1905 длилась четыре года (портрет поэта Валерия Брюсова, выполненный в клинике доктора Усольцева в 1906 году - последняя работа Врубеля, и заканчивал его художник уже слепнущим), некоторыми наиболее проницательными современниками Врубеля понимались как логическое завершение духовного дерзновения, несомненно наиболее мощно проявившегося в его "Демонах", но не только...

 

 

Из воспоминаний современников можно взять два эпизода из творчества Мастера вне "демонической" темы. В Кирилловском храме, что в Киеве, Врубель рисует Христа слепым...Шестикрылый серафим (Азраил). 1904 Там же, в Киеве, он создает полотно "Моление о чаше" (Последняя ночь Иисуса в Гефсиманском саду), и такие корифеи, как Васнецов и Прахов, в неописуемом восторге от картины умоляют художника больше не трогать ее, тут же находят покупателя в лице миллионера Терещенко, сделка состоялась, на следующий день Терещенко должен был забрать картину... а вечером Врубель отправляется в цирк, пленяется там выступлением "очаровательной" наездницы Анны Гаппе, возвращается в мастерскую и, обуреваемый желанием немедленно написать портрет наездницы, стоящей на скачущей лошади с хлыстом в руках, за неимением другого свободного полотна записывает "Моление о чаше" "наездницей"...

В этих двух эпизодах приоткрывается трагический уход Врубеля от Христа к Демону.

Ещё осенью 1887 года, работая над фресками и образами Владимирского собора,Пророк. 1898 художник в письмах сестре расставляет акценты своих творческих усилий. Ноябрьское письмо- "Демон" требует более во что бы то ни стало и фуги да уверенности в своем художественном аппарате". Декабрьское письмо- "Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем - вероятно оттого, что вдали от семьи, - вся религиозная обрядность, включая и  Христово Воскресение, мне даже досадны, то того чужды..."

Тема Христа (убого обозначить эту тему "темой"...) в творениях российских художников к концу XIX столетия вознеслась в евангелической последовательности последних трех лет земной жизни Спасителя.

Александр Иванов - "Явление Христа народу". Господи! Вот и Ты бредешь к полуголым людям,Иванов А.А. "Явление Христа народу(явление мессии)". 1857г. кучкующимся вокруг неотступного Иоанна Крестителя, и знойный иудейско-италийский ландшафт, сопротивляясь, впускает тебя в иорданскую купель. Тебя ждут, Тебя страшатся, Тебя облекают в людское, иным Ты им невнятен и не нужен... Мы сидели на табуретах, как на прибрежных камнях, перед громадной картиной, источающей свежесть и молодость древней земли и наготу душ ее обитателей. Да, сама картина явно посвежела, помолодела, очевидно, руки и взоры реставраторов заласкали ее, залюбили, Не хочется уходить от нее.

Крамской - "Христос в пустыне"... и пустыня по библейской совокупности предстала полигономКрамской "Христос в пустыне" 1872г. маневров Сатаны, отчаявшегося в попытках искушения грядушего Спасителя, но в картине пустыня - мир, лишившийся движения и тем самым обретший способность внимать Христу.

 

 

Поленов - "Христос и грешница", "На Генисаретском озере", "ВоскрешениеПоленов "Христос и грешница" дочери Иаира", - евангелически выверенные мизансцены акций Спасителя в земном вертепе.

 

 

И, наконец, сокрушительные аккорды Николая Ге - "Динарий кесаря", "Голгофа" и "Распятие"... иНиколай Ге "Голгофа" не сразу помыслилось церберам от культуры позволить зрителю глянуть на эти предсмертные шедевры художника (у художника не хватило земных сил закончить последние два картины, но то, на что он сумел посягнуть и взойти, поражает обрушением материи, формы, "нон финита" назовут эксперты по мировому "изо" подобный рубеж исполненности композиции, но известно: художника, прикоснувшегося к пику земной гибели Спасителя, покинул здравый смысл..)

Тема Христа была как бы исчерпана. И открылась тема причинности "явления Христа народу", тема противоборства: и Врубель, отпав от Христа, погрузился в это противостояние. И начинал он от Лермонтова, от слова о "Демоне".

Замечательным русским писателем, современником Врубеля, Дмитрием Мережковским, за год до смерти художника написан очерк "М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества". Сверхчеловеческое исторгается небесной войной - "Михаил и ангелыАнгел с кадилом и свечой. 1887 воевали против дракона, и  дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось для них уже места на небе" (Откровения святого Иоанна Богослова, 12-7,8,9), исторгается в души людей, кои воплощаются в ангелов, не сделавших окончательного выбора между двумя станами войны небесной, отсюда "вот почему так естественно мы думаем о том, что будет с нами после смерти, и не умеем, не можем, не хотим думать о том, что было  до рождения. Нам надо забыть, откуда - для того, чтобы яснее помнить куда". И далее уже о Лермонтове, рожденном с такой душой: "и никто не смотрел в глаза смерти так прямо, потому что никто не чувствовал так ясно, что смерти нет". И выход к Оригенову учению о неизбежном примирении дьявола с Богом, отвергнутому христианским клиром. И, в завершение, "но кто же примирит Бога с дьяволом? На этот вопрос и отвечает лермонтовский Демон.."

 

 

И Врубель, защищая свои иллюстрации к Лермонтову, говорил, что "Демона" не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "демон" значит "душа"...

 

Врубель работает над "Демоном" все последнее десятилетиеВрубель М. "Демон сидящий" XIX века, и первым создает "Демона (сидящего)" - фантастически прекрасную, совершенную по исполнению и высочайшему психологизму работу. Из письма сестре от 22 мая 1890 года - "Вот уже с месяц я пишу Демона. Т.е. не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а "демоническое" - полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветушую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнушиеся под цветами". Все так - сколько себя помню, всегда попадая в "врубелевский" зал Третьяковки, без всякой предзаданности устремляюсь к "Демону сидящему" и, только насытившись великолепием этой картины, перехожу к другим полотнам Мастера, но и от них поневоле, урывками оглядываешься на "Демона", "Демон" не отпускает...

Не отпускал он и Врубеля... А.Н.Бенуа рассказывает, как художник продолжал переписывать "Демона поверженного", уже введенного в экспозицию выставки "36-ти" - "Каждое утро до 12 публика могла видеть, как  Врубель "дописывал" свою картину... Каждый день мы находим все новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит, наоборот, становился все более и более фееричным".

Четыре года назад в Третьяковке я шел к "Демону" от ивановского Христа, шел с неожиданно взметнувшейся мыслью, что иду к образу старшего брата Спасителя (по глубинным теософским толкованиям, когда-то демон был любимым, самым близким ангелом Создателя): тогда вечером я написал:"Через груду залов я добрался до Твоего, может быть, старшего Брата, слезно скорбящего в руинах холодного заката. Зал взывал демонизмом без изломов зла, высота его сквозила гипсовой белизной саркофага, и автоген гения прожигал ее фаустами и мефистами, и в проране этом открывалась прорва космоса, заросшего сумеречной сиренью, к ней я и устремился... Внимая врубелевским вертикалям, я не знал, что мне на другой же день придется свидетельствовать попытку обрушения их в моих глазах, попытку иеромонаха, когда-то в миру обожавшего творения гения. Демоническое источало человеческое, слеза тяжело расставалась с библейским глазом, тело тянуло к камню, гений отслаивался от эпохи космической глыбой, и мимо нее волочилось все последующее время, волочилось, волочится и выволокло нас с иеромонахом, и мы оказались в силах..."

Иеромонахом К., угостившим меня на следующий вечер вином из вифлеемского винограда, был бывший магнитогорец, среди нас он слыл знатоком изобразительного искусства, а перед творчеством Врубеля он преклонялся, и я помню: как-то еще в 70-х годах он привез мне из Москвы великолепную репродукцию "Демона сидящего", его монологи о впечатлениях от посещений "врубелевского" зала можно было вводить в текстовую часть любой серьезной монографии о Мастере... Прошло 10 лет, как К. из Л. превратился в монаха, окормляющего паству в столичном храме.

Я шел к храму Ильи Пророка, где служил К., на другой же день после посещения Третьяковки, шел с "новым Врубелем" и в голове и в сердце, шел, предвкушая и встречу, и непременную беседу о "Голгофе" Ге, "Страннике" Нестерова, "Спасе звенигородском" Рублева, о "Демоне" Врубеля, о его, впервые увиденном мною, монументальном триптихе по "Фаусту" Гете; и все это состоялось, но когда беседа вплыла в "врублевское", я не сразу сумел сгруппироваться в защитной реакции, когда К. обвинил Врубеля в дьяволизме и, еще круче, в благости от изьятия Врубеля в целом из Третьяковки, ("разве что оставить "Сирень" и "Царевну-Лебедь"). Врубель М. "Царевна-лебедь" 1900г. К. был воинствующе непримирим, и я не стал напоминать ему притчу о Блудном Сыне, пусть еще не готовом вернуться к Отцу... таким я думал предъявить К. "Демона". Я посоветовал К. посмотреть на "Голову пророка", нарисованную художником уже в лечебной клинике.

Тогда Врубель в письме Знакомому музыканту писал: "Не надо Калигул (?), бесполезно: стая собак с отрастающими головами. Воевать бесполезно. Надо уединиться и в собственном удовлетворении искать награды и силы". Тогда Врубель нарисовал "Голову пророка", написал изумительную "Жемчужину" и сделал скромный рисунок "Дворик зимой" (кажется, единственный в его творчестве зимний мотив).

Разрешала ли болезнь гения от груза творчества или вопреки ему, спорят и поныне. Но его лечащий врач Ф.А. Усольцев, выдающийся психиатр-клинист того времени, в воспоминаниях о своем пациенте написал: "Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до самого конца, болезнь разрушила его самого. С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления - эстетические - погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми. Это был настоящий творец-художник".

У Врубеля есть еще одна волшебная картина - "Пан". Врубель М. "Пан" 1899г.Сработал ее художник за четыре дня, прочитав рассказ Анатолия Франса "Сатир". Это был мощный творческий всплеск, вернее, выплеск того, что, возможно, в прошлой жизни художника (по Мережковскому) было его стезей и его преткновением (известно, что природа для Врубеля была своего рода нескончаемой экспозицией формы, сочетаний света и тени, и "чис-того" пейзажа Врубель не писал). В "Пане" на мой взгляд, художнику удалось через полумифический образ проникнуть в изнанку гармонии, когда дух, однажды постигнув ее, возвращается к началу, к первому взгляду на сущее.

 

 

В.АРИСТОВ, заслуженный работник культуры России.

Врубель М.