Кондак одиннадцатый

 

РАСПЯТИЕ

 

- Что-то у нас совсем тихо стало, ничего не происходит, - скаазал директор, откладывая газету, - вот читаешь ее продыху нет, весь мир на ушах стоит, а у нас тишь да гладь, да божья благодать, как у иерея после службы, а Николай?

- Ну мы все же храм строим, - ответил водитель, - зачем на уши вставать...

Директор глянул в окно; на газоне, задрав лапу на бутылку  из-под "фанты", мочился пудель, девочка в красном комбинезоне и белой шапочке, помахивая поводком, что-то сердито выговаривала собаке.

- Сергей Николаевич, я заметил, ты не любишь собак, - сказал директор, - почему?

- Я не люблю собачий лай, это голос зверя, изъятого из дикости, и поэтому предпочитаю кошек: одиннадцать месяцев в году нежно мурлыкают и только один месяц орут, и то по делу: кот нужен.

- Та-а-ак, с этим ясно, а что у нас? На стройке?

- Не лают и не мурлыкают...

Николай приглушенно хохотнул.

- А ему вот смешно, ему потеха... ну хотя бы предложил что-нибудь дельное, посоветовал бы что-нибудь... смеется и все... ну никакого переживания за дело, ну никакого... - Николай нахлобучил кепку на голову, поднялся с дивана, - ты куда?

- Пойду стекло протру, номер почищу.

- А что ты утром делал? Чем занимался? Это же твое святое дело: проснуться, умыться и протереть у машины номер, так? -

- Николай, сверкая золотой фиксой, улыбался, - так, а ты на что утро потратил? Жену ласкал?

- Хе-хе-хе, да я никогда ее не ласкал, не умею...

- Как это не умеешь?

- Ну не умею, я сразу... чтоб не лаяла и не мурлыкала.

- Ты что - кот?

Николай согнулся в смехе и вышел из офиса, Директор смотрел ему вслед и умильно улыбался:А.С. Пушкин. Неизвестный художник. 1831. Акварель

- Никогда не обижается, - повернулся он к Сергею.

- Ну и зря.

- А ты бы на его месте обиделся?

- На его месте я бы почистил номер утром.

- Фу, какой ты правильный, номер... а жену твою кто ласкать будет, Пушкин?

- Она предпочитает Лермонтова...

- Хоп! Почему?

- Потому что его четырехтомник я подарил ей на день рождения...Лермонтов. 1840. Рисунок Д.П.Палена.

- И она была счастлива...

- Ну если честно, то Лермонтова я купил себе, дождался дня рождения ее и купил, ей подарок, а мне Лермонтов, ну и ей перепадает  иногда... почитывает.

- Та-а-ак, и с этим ясно, ну а мы-то что делать будем?

- Стучать градоначальнику.

- Он глухой...

- Градоначальник не может быть глухим, не положено...

- Тогда по-другому: храм ему, что кость в горле, ему бы от пенсионеров да от бюджетников отбиться.

- Он не сдвинет стройку, никто не сдвинет.

- Да он на меня смотрит, как Буш на бен Ладена.

- А указ главы государства, а распоряжение главы города...

- Ну им что? Сам себе распорядился, сам себя и отодвинул от всей этой мороки, не будет он двигать стройку... Вот я и думаю...

- О чем?

- Напиться или застрелиться?

- Лучше и то и другое, но вначале первое.

- Какая разница?

- Напьешься, стреляться начнешь, глядишь и промахнешься.

- Ха-а-а-а-а.

Дверь приоткрылась и в разъеме ее возникла голова Николая, глянул на директора, улыбнулся, перевел взгляд на Сергея и сказал:

- Я давеча забыл сказать, жестянщик хочет встретиться с вами, просил меня передать вам...

- Зачем?

- Да он сам, говорит, скажет...

- Наверное, за купол мало денег запросил, - вставил директор, - еще будет просить, да?

- Не-е-ет, он там что-то такое сделал и хочет, чтобы вы посмотрели.

- Пусть приходит, обсудим... - Сергей глянул в окно: девочка с пуделем исчезла, а по краю газона, с трудом удерживаясь на ногах, передвигался пьяный мужик, - только бы доковылял...

- Как? - не понял Николай.

- Та-а-ак! - опять встрял директор, - пусть приходит.

 

* * *

Ночью под лестницей, ведущей в офис, погибла или умерла мышь.

Жестянщик заявился в контору с сынишкой, и тот, шагая по ступенькам , наткнулся на трупик мышки; трупик был свеженький, мышка словно спала, откинув хвостик и выпростав из под себя переднюю лапку, Малыш присел над мышкой, дунул на нее, темная шерстка шевельнулась, и малыш запечалился. Когда жестянщик с сынишкой предстали пред Сергеем, малыш поведал о своей печали и, коротко вздохвув, попросил конфетку; конфетка нашлась.

Но печаль о миниатюрной смерти не развеялась; пока малыш разворачивал липкую обертку карамельки, жестянщик резко приблизил свое лицо к лицу Сергея и, глаза в глаза, тихо-тихо сказал:

- А я распятие делаю, - пауза, - пятую ночь.

- Зачем? - наугад спросил Сергей.

- Если получится, подарю храму.

- Ну и...

- Хочу, чтобы вы посмотрели его.

- Зачем?

- Оно получается немаленькое, четыре метра высотой, боюсь промахнуться где-нибудь, посмотрите?

- Можно, когда?

- Хоть сейчас.

- Попробуем...

Но тут малыш, обсасывая карамельку, спросил:

- А почему она умерла?

- Кто? - спросил Сергей.

- А мышка.

 - Ты же видел, какая она маленькая, - малыш кивнул головой, - а ступеньки большие, - малыш и это подтвердил кивком, - думаю, она упала со ступеньки и так сильно ушиблась, что умерла, согласен?

Малыш, причмокивая, согласно кивнул; и они поехали смотреть распятие.

 

* * *

Сергей хотел спросить жестянщика, что он знает о распятии, но подумал: евангелие жестянщик не читал (он как-то ненароком сказал об этом, спрашивая, чем отличаются апостолы от евангелистов), и еще подумал, что распятие для него - визуальный слепок с нательного креста или с фрагмента старинной картины, и спросил: "знает ли о предстоящем даре иерей", и жестянщик ответил: "пока нет".

Сергей, кажется, опасался увидеть то, что возводит жестянщик на четырехметровом кресте, и удивился, что все делается из дерева. Жестянщик же, заметив удивление в глазах Сергея, сказал:"Распятие" Дионисия

- Когда я устаю от железа, отдыхаю на дереве...

Фигура Распятого оказалась вполне узнаваемой и понятной, но канон был сдвинут...

- Ну как? - спросил жестянщик.

- Как ты полагаешь, он у тебя живой или мертвый?

- Не знаю, - ответил жестянщик и спросил, - а разве это важно?

- Возле распятия должно скорбеть, оплакивать Распятого, и оплакивают мертвых, а Он у тебя скорее живой...

- Почему?

- Обрати внимание на наклон головы, она не упала на плечо, как на всех распятиях, она приклонена к плечу, но не лежит на нем, значит она еще в силе, еще жива, более того, Он у тебя даже в сознании, судя по выражению на лице... впрочем, все это вполне допустимо, судя по евангелиям, минуты ясного сознания у Распятого были... недопустимо другое, у твоего Распятого ноги юной девицы, а не путника, ходока, коим был в земной жизни Распятый...

С последним жестянщик согласилсяи пообещал обозначить мышцы и сухожилия.

- Ну а коли Он у тебя жив, можно приоткрыть глаза, чуть-чуть, получится узкий и короткий взгляд, и он будет бередить душу прихожанина.

- Я побаиваюсь это делать,- не сразу сказал жестянщик, - побаиваюсь Его взгляда, - помолчал, подумал и сказал, - может быть, сделаю его в самый последний момент, перед тем как отдать распятие в храм.

- Да, теперь слово за иереем, показывай распятие ему.

 

* * *

Изображение телесной смерти зиждется на чувстве обреченности, это понятно; обряжая ее вМихаил Врубель "Татьяна в гробу" 1890-1891гг. прекрасное ("Тамара в гробу" Михаила Врубеля, вспомнил Сергей),  художник показывает красоту смертной, преходящей настолько скоро, настолько медленно мы свыкаемся с неумолимостью смертного конца. Спаситель перед смертью был унижен физически и осмеян духовно, и, думается, лик его смерти был низведен до востребованной казнителями и иже с ними обыденности. Страдания Христа, вылившиеся в его предсмертном вопле  "Элои! Элои! Ламма Сафахраани?", невозможно воплотить в каком-либо изображении, следовательно, любое рукотворное распятие ничего не изображает, ничего не показывает, а выполняет функцию могильного надгробия над погребением. Тем более в распятии не угадывается скорое воскресение и грядущее вознесение... Таким образом, роль распятия была скорее закулисной, подвигающей к пониманию, что земная смерть Спасителя окажется предтечей многим грядущим погибелям "человеков", выставленных во имя и во славу высшей праведности, отсекающей распятие от сюжета смерти, которую мы наблюдаем из года в год; что земная смерть Спасителя сродни молнии, сверкнувшей на изломе вселенской грозы; что  сама символика распятия сугубо своевольна настолько, насколько своевольны две тысячи лет во "человецах"; что в образе Распятого утерян невостребованный взгляд Отца на страдающий дух Сына.

 Вот о чем молчат все евангелисты: об Отце, взирающем на гибнущего Сына. Трехчасовая тьма и треск раздираемой завесы в иродовом Храме - всего лишь отголоски, но не суть присутствия Отца. Он знал, что его Сын вернется к Нему, Он возвращал Его... Он возвращал Сына себе и оплакивал нас, Он прощался с нами, прошался... но прощал ли?.. Не отрекался ли Он от своего создания - себе подобного на изумительно-прекрасном творении - планета Земля. Распятие Сергей не постигал...

Обо всем этом рассуждал Сергей согласившись отведать особой засолки огурчики, особого маринада грибочки, особой готовки щербы из намороженных окуньков и особой, настоенной на семи травах самогонки. Ему внимали раскрасневшийся жестянщик, благодушно улыбающаяся жена его, их сынишка, приютившийся у кресла, в котором сидел гость, черная с белой грудкой кошка и распятие...

"Если Он сейчас меня слушает, то мне не сдобровать..." - и уже обращаясь к жестянщику:

- И откуда ты такой прыткий на наши головы да с распятием?

- Кацбахские мы

- Как?

- Да с Кацбаха, слыхивал?

- Не только, теперь мне ясно, почему ты отдыхаешь на дереве, там же можно сказать стоят уральские Кижи...

Жестянщик счастливо рассмеялся.

* * *

Августовская, знойная равнина, заросшие камышом берега степной Зингейки, иссушенные,Аристов Владислав "Кацбах" скудотравные холмы, полуденное безлюдье полей и березовых колков, сизая пыль от далекой овечьей отары клеится к размытому жарой  горизонту, редкая птица пролетит над захимизированной землей; выхожу на утес и совершенно неожиданно для себя вижу луговую излучину, табунок лошадей у кромки воды, окраину хутора и темный деревянный храм с колокольней; все это оторопело и жадно рисую... Позже узнаю, что это старинный казачий форпост Кацбах с нечаянно уцелевшей деревянной церковью. К самому храму не подошел, не желая увидеть подробности его тления... так и остался он в моей памяти темный и стройный, опекаемый безлюдными домами и табунком лошадей.

 

 

Аристов Владислав(меню)   "Собор"     кондак двенадцатый