Кондак тринадцатый

 

РЕРИХ

Об открывающейся в четверг выставке гималайских "картинок" Рериха-отца Сергею напомнил один из кандидатов в благодетели, знакомый бизнесмен. Они встретились случайно в приемной градоначальника: Сергей вручил секретарше очередную отчетную справку, кандидат же наоборот, пытался выудить в канцелярии справку о его лояльности к администрации, руководимой градоначальником; лояльность измерялась всносом в консолидирующий фонд...

- Знаете, почему вам не дали справку? - спросил кандидата Сергей и , не дожидаясь ответа, пояснил, - потому что вас нет в справке, которую я только что передал для градоначальника.

Кандидат - преуспевающий бизнесмен в торговле импортной бытовой техникой и ценитель местечковой изобразительности философски заметил:

- Во-первых, во все справки не влезешь, во-вторых, в вашей справке нет многих, имеющих к ней отношение, но тем не менее получивших свои справки в канцелярии... я догадываюсь, о чем это вы, но мою позицию вы знаете: благодетельствовать следует там, где человеку реально плохо, в силу его немощи...

- Стоп! - воскликнул Сергей, - последние слова я записываю, прошу паузу...

Кандидат рассмеялся, погрозил пальцем Сергею:

- Тогда можете дописать, религию придумали люди, и еще вопрос - нуждается ли Бог в ней... следовательно, вкладывать в церковь деньги не оправдано.

Сергей, изображая записывающего, чиркая пальцем по ладони, не удержался и спросил:

- Если проще, то вы и как человек и как бизнесмен, в Боге не нуждаетесь.

Они шли коридорами мимо бесчисленных дверей городского "пентагона" и вели, казалось, нескончаемую по российским меркам беседу о лишенном здравого смысла бытие, полагая, что здравый смысл с лихвой воплощен в земном разуме...

- Нет, не проще, - возразил кандидат в благодетели - там где верующая старушка ищет неведомого ей Бога, я пытаюсь найти нечто постижимое, поддающееся моему разуму, в этом плане мне ближе учение Рериха; кстати, в четверг открывается его выставка, собираетесь на открытие?

- Во всяком случае, я приглашен, - ответил Сергей.       

- Давайте, там и продолжим нашу беседу.                                       

- Не уверен... там мы увидим горные пейзажи и больше ничего, если и продолжать нашу беседу, то нужно встретиться у нас, на стройке, под сводами и куполами, они еще не собор, но дело идет к тому...

- Странно, - кандидат зачем-то глянул поверх головы Сергея. - что вы отчетную справку вручаете главе города, а не церковному начальству.

- Странно, что вы не присутствуете в нашей справке, ваша позиция, в конце концов всего лишь позиция...

- Что вы хотите этим сказать?

- Скажу, что главу города вы сможете как-то облапошить, но Того, Кого мы называем Богом, вам не обмануть.

- Вы считаете, что я Его обманываю?

- Я считаю, что Вам нерентабельно игнорировать Его.

Они подошли к выходу, и Сергей пропустил кандидата в турникет, но тот неожиданно вернулся:

- Заговорился я с вами и совсем забыл: мне еще нужно в управление торговли.

Они расстались, сказав друг другу: "значит, до четверга".

В четверг утром директор на телефонный звонок ответил:

- Здравствуйте... да, можно, - и обращаясь к Сергею, еронически пропел, - Сергей Николаевич, можно вас?.. для дамы.

В трубке тоже певуче приветствовала его "добрым утром" Евгения Олеговна и напомнила о выставке Рериха. Сергей скупо ответил, что помнит и постарается быть, на что Евгения Олеговна мило пропела, что если Сергей Николаевич не постарается, то она на него обидется, и  Сергей пообещал постараться. Директор, отслушав Сергея, заметил, что нельзя так обращаться, судя по голосу, с симпатичной и не обремененной мужчинами дамой. Сергей ответил, что у дамы есть знакомый чеченец Муса, поэтому мужчины сторонятся ее, поэтому встречаться они будут там, где чеченец их не застукает, в картинной галерее. Директор с кавказским акцентом произнес: "с огнем играешь, мужчина..." и, уже скучая голосом, закончил:

- А картинки Рериха я видел в Москве, ничего особенного, одни горы и ни одной живой души, штук десять посмотрел внимательно, а остальные на ходу и ушел.

- Что ж, прогресс налицо, - откликнулся Сергей, - чеченец Муса явно их не видел, ни одной, да и о Рерихе не имеет ни малейшего представления.

На этом разговор увял.

***

За час до открытия выставки Сергей зашел к Лобуеву, благо его мансарда и картинная галерея располагались в одном квартале.

Лобуев оказался не один; на диване. откинувшись в расслабленой позе, сидел прозелит, на полу возле его ног стяла череда банок с пивом; Лобуев сидел за столом и пил не пиво, а густо заваренный чай. К появлению Сергея оба они отнеслись с простодушным удивлением: надо же, только что говорили о нем, и он тут как тут, мелочь, но приятно... Последнее вымолвил прозелит и тут же извинился, де это не он, а лукавый изрек из него. Сергей отказался от пива, но согласился на бокал лобуевского чая с карамелькой, и прозелит улыбаясь сказал:

- На этот раз лукавый посрамлен...

Лобуев фыркнул:

- Что это вы тут у меня нечисть всякую разводите, тьфу на вас, пей чаек, Серега, и не обращай никакого внимания, ни-ка-ко-го! - и Лобуев щелкнул по высунувшемуся из чайной коробки таракану.

И прозелит рассмеялся:

- А я не в обиде...

Сергей прихлебывал чай и думал: как объяснить свое появление, объяснить так,НК Рерих. "Мы видим". чтобы прозелит не извлек из объяснения повода для "лукавого"... собственно, шел к Лобуеву, только к нему, прозелита в голове не было, шел, чтобы сказать... чтобы передать... чтобы сообщить... или чтобы узнать, уточнить, согласовать, что там еще... "Я, собственно, шел мимо и зашел к вам на минутку, а иду в галерею, на Рериха, - Сергей глянул на часы, - с полчаса еще побуду с вами, если вы не против".

Прозелит вскрыл очередную банку и жестом предложил ее Сергею, но он отказно качнул головой:

- Но зашел, чтобы сказать: ожидается приезд митрополита, и он обязательно посетит стройку, нужно быть готовым к встрече с ним, а главному архитектору быть во всеоружии, не исключена критика архитектурных решений по факту, по исполненному.

Лобуев как-то сомкнулся лицом и, отстраняя недопитый бокал с чаем, сказал:

- Так уж поздно критиковать, надо было раньше... когда я планшеты делал, а теперь-то что... по факту...поздно, поздно! Свалился словно...

- Словно Рерих с Гималаев, - выдал прозелит и рассмеялся и встал, опрокидывая пустые банки, - вот бы и ждали, пока все критики не соизволят высказаться... нет уж, извините и позвольте...

- А ты чего встрял? - неожиданно вскипел Лобуев, - я может хотел сказать, свалился как снег на голову.

- Ну и скажи так, - тоже вскипел прозелит, - скажи, да только тебя никто не услышит... и слушать не будут... а его, владыку, будут слушать, потому что он - владыка! Ты меня слышишь? Вла-ды-ка!

- Оп-ля, - поднялся Сергей, - похоже, это я свалился на вашу голову, а коли так, то не стоит так возмущаться, то, что я сказал, может случиться... не обессудьте... а я удаляюсь.

 Сергей простился полупоклонами и удалился; на выходе из дома-башни его догнал прозелит:

- Позволь, и я с тобой... на Рериха... не собирался, а тут вдруг ты... позволь?

Сергей позволил пожатием плеч.

- Получилось, что ты посланник от владыки, - пристраиваясь к шагу Сергея, проговорил прозелит.

- Или от лукавого, - ответил Сергей.

Прозелит остановился.

- Право, хватит о нем.

- Да бросьте, причем тут лукавый, пиво, чай, тары-бары, из пустого в порожнее, ты-то зачем к Лобуеву пожаловал, коли он отказался от твоего пива.

- Ну зачем ты так...

- Да я никак, мимо шел и зашел... ладно идем к Рериху.

***

Они все-таки припоздали; публика уже разбрелась по залу, а в центре его музицировала пара: она на флейте, он на гитаре. Играют что-то из Боккерини - подумалось Сергею, и увидел Евгению Олеговну. Она стояла возле дальнего стенда и оттуда наблюдала за входом в зал; они встретились взглядами, и Сергей  направился через весь зал к ней; возле музыкантов он остановился и непроизвольно сунул руку в карман"а вот рубль им бросить некуда", - подумал он; флейтистка, искоса, чуть улыбаясь, наблюдала за его рукой, "а может быть это Гендель?" - вслушивался в нежно-щемящую мелодию Сергей; Евгения Олеговна приближалась к нему; Сергей оглянулся, ища взглядом прозелита, и не увидел его.

"Пойдемте, я хочу вам кое-что показать и рассказать", - ответила на приветствие Сергея Евгения Олеговна и взяла его под руку решительно и легко, и Сергей стесненно потянулся за женщиной. Они остановились возле картинки с изображением пунцовой горы, подпираемой округлыми серыми холмами.

Н.Рерих. Путь в Шамбалу. 1933

- Смотрите внимательно, - сказала женщина, - это не Гималаи и не Тибет, это Алтай, и я на этой горе была.

- До или после? - спросил Сергей.

- То есть? - в свою очередь спросила Евгения Олеговна...

- Ну, до того, как ее изобразил Рерих, или после?

- Сергей Николаевич, если это шутка, то она неудачная, я не настолько стара, чтобы спрашивать о "до".

- Извините, это не я, это лукавый... и... да, вот и он сам...

К ним приближался прозелит; он на ходу улыбался Евгении Олеговне, откровенно оглядывая ее с головы до ног, а подойдя вплотную, прошептал в ухо Сергею: "вороха гор..." но прошептал так, чтобы услышала Евгения Олеговна, и она не задержалась с ответным: "это интересней, чем свалка натюрмортов", и, прихватив Сергея за локоть, увела его на другую сторону стенда, Но прозелит выглянул из-за стенда и с улыбкой спросил Сергея:

- А мне говорили, что вы предпочитаете гору в единственном числе, я не ошибаюсь?

Сергей рассматривал пурпурно-лимонную гималайскую вершину, вонзившуюся пикой в подбрюшие закаты и ответил односложно: "почему же..."

- Значит, я ошибаюсь.

- Гора - не женщина, чтобы предпочитать ее в единственном числе.

- Восхитительно, - прозелит сощурился, - кстати, представьте, если бы "вороха гор" были разбавлены рисунками с обнаженного женского тела, а? Думаю, горы от этого выиграли бы...

- В чем же? - сухо спросила Евгения Олеговна.

- Ну не в высоте же...

- А в чем же?

- Я бы хотел услышать ответ Сергея Николаевича.

- Пожалуйста, женщины и горы несовместимы.

- Нечто подобное я и полагал услышать, - прозелит отвесил поклон Евгении Олеговне, - к вашему присутствию среди этих, выставочных гор сие, вероятно не относится - и уже Сергею, - или я ошибаюсь?

Евгения Олеговна отстранилась от Сергея, прощально потрепетала в воздухе пальчиками и отошла к стенду напротив.

- Кажется дама обиделась, и, кажется, виновник тому я, прошу извинить, - прозелит вяло улыбнулся, - и поскольку Рериха с меня хватит, да и, скажу вам, приспичило... пора сливать пиво... уж извините за грубую прозу в столь возвышенной, - прозелит обвел насмешливым взором зал, - атмосфере, разрешите откланяться, - прозелит еще раз с откровенным вниманием глянул на Евгению Олеговну и направился к выходу.

Сергей проводил его взглядом до выхода, и тем же взглядом встретил входящего в зал кандидата. "И что изменилось? - усмехаясь, подумал Сергей, - прозелита заменил безбожник... ни от того, ни от другого мне в этих рисованных горах не скрыться". Избегая взгляда вошедшего, Сергей направился за стенд... далее в дальний угол зала... Он всматривался в "картину" и в нем нарождалось желание увидеть у второй линии гор миниатюрный, светленький храм-часовенку, и когда возле него внезапно появилась Евгения Олеговна, он сказал ей о своем желании. "Вы помешались на горах и храмах", - мягко проговорила она, и Сергей столь мягко поблагодарил ее за комплимент.

***

Я целый день шел-топал-брел по ардонскому ущелью, теснимый по бокам горной массой, и утренний восторг мой, неустанное созерцание высотной феерии из скал, льдов, облаков и густой небесной сини к концуГеворк Башинджагян. Казбек 1892г. дня сменялись тревожным томлением и безучастностью, а безумная грохочущая вода оглушала-отупляла-охмуряла, я бросал в нее камни, словно пытаясь приостановить ее бег, приструнить ее прыть, но тщетно... Я уже не искал в небе невозмутимых орлов, и ярко-голубые - фиолетово-желтые цветы над тропой не дразнили мой взор...Сказывалось трехнедельное пребывание в заккийской котловине, обложенной видами на массив загадочный Тепли, на призрачный Казбек и зверообразную тушу Рокского перевала... тело мое наливалось чугунной степенностью, мысли не достигали того, что постигали глаза, фантазия хирела... я покидал горы, выбираясь из котловины ардонским ущельем.

Решение о ночлеге я принял, почувствовав, что вон за тем скальным наворотом, за которым в стремительном изгибе исчезал горный поток, может найтись местечко, способное приютить мое тело и костер. Я осторожно пробирался через те скалы верхом, и когда с седловинки увидел плоский, на манер корабельной палубы, зеленый выступ и на нем три домика и древнюю базилику, то чуть не заплакал...

Огонь я развел в нескольких шагах от нее, и никто в ту ночь меня не потревожил, кроме нее; я просыпался, раздувал огонь, смотрел какое-то время на колеблемый светом костра храм и снова засыпал...

Утром я рисовал ее, как рисуют женщину в ее любимой комнате, на любимом диване, в окружении любимых предметов - спутников ее никому не раскрытой жизни.

 

Аристов Владислав(меню)   "Собор"    кондак четырнадцатый